Как «Бремино-Орша» собирает и обрабатывает транспортные потоки

Знаете ли вы, как найти на карте Оршу? Если вы хоть немного знакомы с логистикой, это просто: районный центр находится практически в самой точке пересечения двух важнейших международных транспортных коридоров — «Берлин — Москва» и «Хельсинки — Одесса». И потому неудивительно, что именно местная площадка была выбрана для строительства мультимодального промышленно-логистического комплекса (МПЛК) «Бремино-Орша» и создания на его базе особой экономической зоны. У иных логистических терминалов «Бремино групп», расположенных у западной границы страны, специфика другая — удобные бестранзитные технологии. А здесь — перекресток, ядро и, если хотите, сердце логистики. По замыслу проект, реализуемый под Оршей, должен со временем развиться в региональный центр осуществления импортно-экспортных операций, крупный пункт перевалки грузов, в котором встречаются автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт, и откуда товары продолжают свой путь после таможенной и прочей обработки.

Интерес к «Бремино-Орша» уже и сейчас большой. Это подтвердил сентябрьский семинар, проведенный вскоре после открытия второй очереди строительства и посвященный возможностям и перспективам МПЛК. Его участниками стали представители администраций ближайших свободных экономических зон — СЭЗ «Витебск» и СЭЗ «Могилев», крупнейших транспортных и экспедиторских ассоциаций, а также субъектов внешнеэкономической деятельности.

Взять максимум от логистики

Как видно из названия МПЛК «Бремино-Орша», создана здесь будет и промышленная площадка, но случится это несколько позже. Пока же основной упор делается на максимальное развитие логистического сервиса. И это объясняется не только близостью к перекрестку международных транспортных коридоров. Место, которое занимает комплекс, со всех точек зрения многообещающее. Тут и граница с Российской Федерацией, пролегающая неподалеку, и сравнительно небольшое расстояние до центров потребления в той же России (например, порядка 500 км до Москвы), и относительная близость морских портов. То есть само место располагает к тому, чтобы использовать его в целях оказания логистических, складских и иных услуг, которые могут понадобиться импортным, экспортным и транзитным грузам на их пути к потребителю.

Возьмем, к примеру, экспортные грузы. Определенные надежды на использование потенциала «Бремино-Орша» имеются у резидентов свободных экономических зон «Могилев» и «Витебск». Руководители обеих СЭЗ уверены: предлагаемые логистические инструменты позволят местным экспортерам стать более гибкими при доставке своей продукции за рубеж, а в результате сокращения удельного веса логистической составляющей в их затратах повысится конкурентоспособность товаров. В свою очередь, экономическое развитие производителей может подтолкнуть инвесторов к более активной финансовой поддержке местных экономических субъектов. Все взаимосвязано.

(К слову, разговор, начатый на семинаре в сентябре, уже получил продолжение: 2 октября новая встреча, на этот раз с участием резидентов, состоялась в администрации СЭЗ «Могилев». На ней с представителями логистического оператора обсуждались инфраструктурные возможности МПЛК «Бремино-Орша» для реализации совместных проектов.)

Или вот транзит. Особые ожидания в этом смысле связаны с грузами, идущими из Китая в Европу. Поток китайских грузов в направлении Европы, идущий через Беларусь, как отмечалось на семинаре, может достигать 700 тыс. контейнеров. Естественно, эти грузы требуют обработки. И хорошо бы какая-то их часть свой дальнейший путь — после перевалки — продолжала на белорусских автомобилях. Такое, кстати, вполне возможно, учитывая, что наши соседи (тот же польский контейнерный терминал в Малашевичах) уже с трудом справляются с поступающими к ним транспортными потоками. Реализация идеи и включение отечественного автотранспорта в китайскую логистику требуют поиска партнеров непосредственно в Китае, чтобы именно китайские экспортеры закрепляли в контрактах возможность обработки грузов в «Бремино-Орша».

(Эти вопросы также будут в дальнейшем прорабатываться более детально: международные перевозчики уже договорились с представителями «Бремино-Орша» о новой встрече. Она состоится 21 октября в формате семинара.)

Есть заметное движение грузов и в обратном, восточном, направлении. Резидент особой экономической зоны «Бремино-Орша» — компания «Рузэкспедиция» — сообщила в начале октября о том, что планирует в 2021 г. удвоить объем контейнерных перевозок в Китай. Как отмечают специалисты, за восемь месяцев этого года компания уже отправила китайским партнерам 37 экспортных контейнерных поездов с белорусской продукцией. В планах на 2020-й — преодолеть показатель объема контейнерных перевозок 10 тыс. TEU. В следующем году ожидается прирост объема контейнерных перевозок в два раза. В компании также сообщили о планируемом скором запуске нового сервиса доставки грузов железнодорожным транспортом. Он позволит грузоотправителям с небольшим количеством товаров отправлять продукцию в контейнерных поездах, следующих по регулярному расписанию.

Со своей стороны «Бремино-Орша» делает все, чтобы такие и подобные им планы можно было реализовать на практике. В комплексе функционируют службы таможенного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, работают таможенные представители, страховые агенты и другие организации, связанные с логистикой. И конечно, созданы условия для работы разных видов транспорта.

Так, что касается железнодорожного транспорта, к площадке МПЛК построен отвод от железной дороги «Орша — Могилев», в 12 километрах от площадки находится крупный железнодорожный узел «Орша-Восточный», обладающий развитой инфраструктурой (терминалами и т.д.). Собственный железнодорожный терминал у «Бремино-Орша» тоже будет, но он скорее будет обслуживать своих производителей — резидентов особой экономической зоны.

В целом объемы работы с контейнерами, идущими как из Китая, так и в Китай, растут. В прошлом году интенсивность движения достигала порой двух контейнерных поездов в неделю из Китая в направлении Беларуси. Минимальный срок доставки составляет 14 дней, максимальный — 21 день.

Готовится мультимодальный комплекс принимать и грузы, которые доставляются по воздуху. На территории «Бремино-Орша» построена взлетно-посадочная полоса, одна из лучших в Беларуси, способная обслуживать даже такие самолеты, как «Боинг-747». Будет и авиационный терминал: документы по нему сейчас проходят государственную экспертизу. Как ожидается, в первом квартале 2021 г. начнется его строительство.

А пока «Бремино-Орша» — это прежде всего автомобильный терминал. С целью обслуживания грузов, перемещаемых на автотранспорте, построено уже два склада общей площадью порядка 30 тыс. м2, способных вместить 25 тыс. паллето-мест. В целом планируется возвести складские помещения мощностью 50 тыс. м2.

На автомобильном терминале оказываются стандартные складские услуги — складское хранение (на подножном складе, СВХ, складе общего пользования), консолидация грузов, формирование товарных отправок. Учитывая мультимодальный характер комплекса, здесь оказываются услуги по перевалке грузов с одного вида транспорта на другой. Например, с железнодорожного транспорта на автомобильный или из одного автомобиля в другой.

 

Маркировка под ключ

 

Отдельно в «Бремино-Орша» обращают внимание на возможность маркировки в МПЛК продукции, находящейся под таможенным контролем. Полный комплекс услуг, которые могут понадобиться с момента заезда автопоезда на терминал и до его выезда, оказывается, что называется, под ключ. На текущий момент уже отработан механизм маркировки более 10 групп товаров (среди них — бакалея, кондитерские изделия, напитки, одежда и обувь, молочные продукты, техника и др.).

Востребованность услуги растет. Несмотря на относительно небольшой срок функционирования транспортно-логистических центров, работающих под общим брендом «Бремино» (на текущий момент их три — «Брузги», «Орша» и «Берестовица»), они только за 2019 г. обработали более 57 тыс. транспортных средств, что на 60 % больше, чем годом ранее. Из них около 1 500 транспортных средств воспользовались услугой маркировки (чистый прирост по этому показателю к 2018 г. составил более 140 %). В среднем маркировка продукции, которую перевозит один автопоезд, занимает до суток. Конечно, при условии, что на руках у логистического оператора есть все необходимые в этом случае согласования.

Как ожидают в «Бремино групп», рынок маркировки будет и дальше расти с учетом ввода в Российской Федерации новых требований по обязательной маркировке отдельных групп товаров.

С начала 2020 г. «Бремино» предлагает возможность осуществления маркировки товаров дата-матрикс кодами (кодами в формате DataMatrix). Данный вид маркировки заслуживает особого интереса по той причине, что она обеспечивает полную прослеживаемость движения единицы товара от производителя до конечного потребителя и содержит в себе (в зашифрованном виде) широкую потребительскую информацию. Основная задача маркировки заключается в том, чтобы предотвратить фальсификацию товаров и существенно снизить объем нелегального товарооборота.

Белорусским экспортерам важно обратить внимание на то, что маркировка средствами идентификации отдельных групп товаров в Российской Федерации уже сейчас носит обязательный характер. К примеру, вопросы маркировки обувных товаров средствами идентификации регулируются постановлением Правительства от 5 июля 2019 г. № 860.

Вместе с тем следует помнить, что требования об обязательной маркировке товаров средствами идентификации в ближайшее время будут и далее распространяться — в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р. Например, к подпадающим под них новым группам товаров относятся:

  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки — с 1 октября 2020 г. (код ТН ВЭД ЕАЭС 9006);
  • шины и покрышки пневматические резиновые новые — с 1 ноября 2020 г. (запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами) (код ТН ВЭД ЕАЭС 4011);
  • товары легкой промышленности и одежда — с 1 января 2021г. (оборот немаркированных товаров будет запрещен) (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4203, 6106, 6201, 6202, 6302);
  • молоко и молочная продукция — с 20 января 2021г.

Российские импортеры могут получать коды в формате DataMatrix в системе (специальном приложении) «Честный знак», а белорусские субъекты, экспортирующие свои товары в Россию, — при участии в этих процессах оператора «Белбланкавыд» (он единственный в Беларуси генерирует такие коды). Со своей стороны «Бремино групп» маркирует товары кодами в формате DataMatrix непосредственно на своих складах, распечатанными на собственном печатном оборудовании. Процесс маркировки полуавтоматизирован, в работе используется программное обеспечение, разработанное в «Бремино групп» и позволяющее осуществлять контроль операций на каждом из этапов маркировки.

Важно отметить и тот момент, что программное обеспечение, разработанное «Бремино групп», позволяет маркировать товары не только кодами в формате DataMatrix, но и акцизными марками, контрольными идентификационными знаками и т.д.

 

 

Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО

Налоги Беларуси